Начинаются
каникулы. Многие школьники будут больше
времени проводить с бабушками и дедушками.
Как старшему и младшему поколениям
найти общий язык, чтобы время, проведенное
вместе, запомнилось яркими событиями,
взаимовыгодным общением?
Об
этом говорит клинический психолог
К.С. Бахарев,
заведующий отделением областного центра
психологической поддержки детям и
подросткам, филиал «Детство» Свердловской
областной клинической психиатрической
больницы.
—
Начнем с того, что каникулы — время, когда
ребенку можно расслабиться, — замечает
Кирилл Сергеевич.
— То
же самое, что отпуск для взрослых.
Здорово, если этот отдых он может
проводить по собственному усмотрению,
так, как ему нравится, это благотворно
сказывается на самочувствии и младшего
школьника, и подростка. С другой стороны,
если его отправляют под опеку бабушки
и дедушки, это – уникальная возможность
контакта поколений, который крайне
важен для обеих сторон. Контакт с детьми
необходим для взрослых в любом возрасте,
потому что дети позволяют им неотрывно
существовать в этом мире, не чувствовать
себя оторванными от современности.
Самый
наглядный пример – информационные
технологии. Некоторых бабушек и дедушек
тот факт, что ребенок много времени
проводит у компьютера, со смартфоном в
руках, раздражает. Они считают это
бесполезной тратой времени, мол, лучше
бы на улице погулял или по хозяйству
помог! При этом сами понимают, что
значительная часть общественных функций
— те же госуслуги — давно ушла в Интернет,
и испытывают трудности с получением
этих услуг. А нынешние дети буквально
родились в этой среде, для них цифровой
мир – норма, они великолепно разбираются
в технологиях и могут знакомить с ними
старшее поколение, которое получает
возможность оставаться наравне с
современным миром.
—
Замечательная история, когда у дедушки
или бабушки появляется смартфон, в
котором они сами разобраться не могут,
— приводит пример К.С. Бахарев. — Это –
«поле игры» внука или внучки, попросите
ребенка помочь вам научиться пользоваться
гаджетом, освоить его возможности. Но
есть нюанс: желательно, чтобы это была
именно просьба о помощи: «Я не понимаю,
а ты прекраснейшим образом разбираешься
в этом. Помоги мне, пожалуйста, давай
разберемся вместе». В общении с внуками
лучше выбрать позицию «на равных»,
потому что директивность в общении
сыграет, скорее, отрицательную роль, в
ответ можно получить отказ.
Вообще,
по словам эксперта, у бабушек и дедушек,
в отличие от родителей, по отношению к
детям роль иная. На родителей возложена
функция воспитания, поэтому нередко у
подростков отношения с папами-мамами
бывают непростыми, проблемными. Зато у
бабушек и дедушек единственная задача
– любить внуков, поэтому детям нередко
очень нравится бывать у них, ведь здесь
– больше свободы, меньше нравоучений.
А еще старшее поколение семьи является
уникальнейшим носителем истории, и не
только конкретной семьи. Для ребенка
полезно и важно и узнать эту историю,
сравнить с тем, что происходит сегодня.
Подобная информация всегда интересует
детей. Но и здесь важно не впасть в
крайности и не говорить о том, что «раньше
трава была зеленее». И уж тем более не
утверждать, что современная жизнь
неправильная, хуже той, что была в
прошлом. Этого слушать ни одному внуку
не захочется. Подросток тут же потеряет
всяческий интерес и не захочет дальше
общаться, не расскажет о себе, о том, что
его интересует, увлекает. – Более
действенным для налаживания контакта
будет сравнение: «А вот мы в ваше время…»,
— подчеркивает Кирилл Сергеевич. – И не
в укор, а именно для того, чтобы показать,
как было иначе, по-другому. Детям сложно
представить абсолютно иной уклад жизни,
иначе построенный быт, а дедушка и
бабушка в их возрасте все это видели
сами. Это обязательно заинтересует! И
старшему поколению полезно вспомнить
себя в возрасте их внуков – чем занимались,
как обходили возможные запреты. Многие
с удивлением осознают, что в том возрасте
были очень схожи со своими внуками, это
поможет лучше понять друг друга.
Конечно,
нельзя обойти вниманием темы сада-огорода.
Детям помладше там – раздолье: природа,
свежий воздух, простор. А вот подростков
обычно на садовый участок не заманишь.
Хотя летом бабушки и дедушки очень
рассчитывают на молодых помощников.
Как найти точки соприкосновения?
—
Лучше всего эту тему превратить в игру,
— говорит К.С. Бахарев. – Современные,
особенно городские дети практически
не знакомы с флорой и у фауной. Ну, где
они в условиях города могут увидеть
дождевого червя, крота, полевую мышь?
Зато на даче ему можно показать и кротовую
нору, и объяснить, какие породы деревьев
растут поблизости, научить различать
голоса леечных птиц… Но не забываем
параллельно интересоваться самим
ребёнком, его миром: попросили помочь
с прополкой грядки — не заботиться об
интенсивности труда, пусть сделаете
поменьше, зато пообщаетесь, выясните
его проблемы, с кем дружит, чем увлечен.
И современные технические возможности
детей можно приспособить к делу, чтобы
в саду было интереснее. Например, сейчас
есть много программ для смартфонов, с
помощью которых по фотографии легко
определить, какое растение вам встретилось.
Под девизом: «Выросло что-то на участке,
не знаю, что это, а у тебя есть смартфон,
ты же можешь по фотографии определить,
что это такое?» Любой внук обязательно
придет на помощь!
И
об отдыхе детей забывать не стоит:
хочется им отоспаться после школьных
занятий – на здоровье, пусть спят хоть
до обеда. Долго это продолжаться не
будет. Зато вечером в саду можно
организовать мини-поход: посидеть с
дедушкой у костра, слушая рассказы о
его детстве, испечь картошку, посмотреть
на закат и полежать вместе на траве,
разглядывая созвездия. Такой вечер всем
запомнится надолго!
Наталья
Березнякова
Фото:
пресс-центр ТАСС-Урал, фотограф Владислав
Бурнашев