Главный
портал
пенсионеров

По обе стороны кулис

Журналистская профессия дала мне редкую возможность бывать в театре не только, как зритель, а видеть его и наших кумиров по обе стороны кулис.

Прима без грима

Моей стажировкой на радиостанции «Маяк» руководил старый столичный репортёр Юрий Арди. Его репортажи о Москве вызывали у радиослушателей страны ассоциации с тем, что запечатлел легендарный Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».

Как истинный репортер, Арди жил не прошлым. Всякий раз, когда утрами на редакционных планерках спрашивали, кто поедет освещать культурное событие где-нибудь на другом конце города, он с присущей ему старомодной галантностью отвечал: «Ваш покорный слуга!» Его первой и постоянной любовью был театр.

В редакции никто не сомневался, что встречать Майю Плисецкую и Родиона Щедрина с гастролей в США будет Арди. Стажеру из Свердловска предстояло быть у мастера «на подхвате».

Однажды мне посчастливилось видеть гениальную балерину в Большом театре. Билеты с рук на «галерку» чудом удалось перехватить у спекулянта. В партере и ложах сидели преимущественно иностранные гости столицы.

Шел балет «Лебединое озеро». Критики, писавшие о спектакле, сравнивали руки Плисецкой с зыбью воды и взмахами крыльев белых лебедей. Признаюсь, мне и не снилось тогда, что спустя годы буду встречать приму без грима.

Лайнер со звездной парой приземлился из США глубоким вечером. Благодаря популярности Юрия Арди в театральном мире, ему никто не отказывал в интервью. В виде исключения нам разрешили подойти к самому трапу.

По тому, как Майя Михайловна отвечала на вопросы, чувствовалось, что рада встрече с мэтром радио. Родион Щедрин процитировал газету «Нъю-Йорк Таймс» с рецензиями на гастроли балерины и восторженными отзывами американских зрителей. Когда Арди в шутку спросил, в который раз она исполняла в Америке хореографическую миниатюру Сен-Санса «Умирающий лебедь», прима призналась, что сбилась со счета, потому, что об этом ее просили в любой точке мира.

В редакцию мы вернулись около полуночи. Приближалось время информационного выпуска, завершавшего вещательный день. Арди стал монтировать магнитофонную запись, а мне поручил написать вступление к материалу.

Велико было мое удивление, когда в конце емкого рассказа о гастролях звездной пары мэтр объявил в эфире: «Этот материал подготовили комментатор Юрий Арди и наш молодой коллега Ян Хуторянский».

Между тем, мой «творческий вклад» в репортаж, который утром отметили на редакционной летучке, состоял из нескольких предложений.

Цветная гирлянда

Он шагал в театр своей обычной пружинистой и легкой походкой…

— А ведь ему шестьдесят, — сказала, глядя вслед артисту, женщина.

Это было на главном проспекте Свердловска. Кумир нескольких поколений зрителей, Народный артист РСФСР Анатолий Маренич шел в день своего рождения на репетицию в театр музыкальной комедии.

Мастерство и популярность актера были уникальны. Его полюбили везде, где бывал с гастролями наш театр, известный в стране как «лаборатория советской оперетты». Наряду с легендарными актерами Григорием Яроном и Михаилом Водяным, наш земляк считался лучшим комиком в жанре оперетты.

С его именем связана «золотая» страница в истории не только нашего, ныне академического театра, но отечественной оперетты. В интервью для «Радио-«Маяк» известная уральская поэтесса Елена Хоринская вспоминала:

— В послевоенные годы моей большой радостью была постановка спектакля «Марк Береговик». Музыку написала Клара Кацман, либретто — Мария Логиновская, а я — стихи. Спектакль не сходил со сцены с десяток лет. Артисты брали оттуда сцены для своих бенефисов. А каким там был Анатолий Григорьевич Маренич!

Среди многочисленных поздравлений и подарков в связи с его 60-летием запомнилась шахтерская каска в память о встрече у горы Высокой.

Пишу эти строки и вспоминаю его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Богдана Сусика из «Трембиты», Трепло из «Черного дракона»Уверен, что читатели газеты – представители старшего поколения — легко продолжат список звездных ролей талантливого артиста.

За вклад в развитие жанра оперетты театр учредил премию имени Маренича, а зрители помнят его за то, что со сцены нес людям радость.

В день, когда Анатолия Маренича провожали в последний путь из театра, я встал в скорбную очередь, которая, словно цветная гирлянда, растянулась по проспекту Ленина на три квартала.

Линия фронта

В поезде, идущем из осажденной Москвы в Свердловск, мхатовцам сообщили, что они будут жить в лучшей гостинице города — «Большой Урал». Выдали специальные талоны с указанием номеров.

На вокзале эвакуированный МХАТ ждали автобусы. В городе заранее подготовили дополнительные площадки для репетиций. Они шли днем и ночью. МХАТ спешил поставить пьесу «Фронт» драматурга Александра Корнейчука, которая печаталась в газете «Правда». По одной из версий, автор написал ее по прямому указанию Иосифа Сталина.

В историю театра вошло обращение к уральцам, подписанное Народными артистами СССР Аллой Тарасовой, Иваном Москвиным, Михаилом Тархановым. «Сегодня, — писали ведущие мастера сцены, — мы выступаем перед новой для нас аудиторией трудящихся Урала, который в героические дни Отечественной войны вырос в огромную могучую кузницу оружия».

Свердловский драматический театр готовил спектакль по пьесе молодого тогда Константина Симонова «Русские люди». Говоря военным языком, она вместе с «Фронтом» и «Нашествием» Леонида Леонова вошла в обойму наиболее известных произведений о Великой Отечественной войне.

Военфельдшера Глобу в спектакле «Русские люди» сыграл первый в Свердловске Народный артист СССР Борис Ильин. Мне посчастливилось быть с ним знакомым в годы работы на областном радио. Известен отзыв лётчика, посмотревшего спектакль «Русские люди» перед отправкой на фронт: «Два первых сбитых вражеских самолёта я посвящаю этому артисту».

На доме № 10 в Банковском переулке, где жил любимый артист нескольких поколений уральцев, установлена мемориальная доска.

В памяти зрителей старшего поколения остались многие актеры нашего драматического театра. В годы войны коллектив вносил средства в фонды обороны, помощи детям фронтовиков. Артисты выступали с концертами в воинских частях, на железнодорожных перронах. В репертуаре были патриотические стихи Алексея Суркова, Михаила Исаковского, отрывки из произведений Александра Фадеева, Михаила Шолохова. В одном из радио-интервью Народный артист РСФСР. Борис Молчанов рассказал:

— Прощаясь, солдаты крепко жали нам руки. Через 10–15 минут подходили новые эшелоны, и мы продолжали концерт…

Театр в годы войны был на линии особого фронта. Со своими героями и победами.

Ян Хуторянский, г. Екатеринбург

0

Оставьте комментарий

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое

Возможно вы пропустили...

Авторизация
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Регистрация
*
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Генерация пароля
Прокрутить вверх
Авторизация
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Регистрация
*
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Подписка на газету

Архив номеров

События

Поддержать нас

Рекламодателям

Обратная связь