Во многих регионах тарифы на мусор все-таки удалось снизить. Кое-где даже на треть. И эта работа продолжится. Уже внесены изменения в правила, по которым их устанавливают.
Алексей Геннадьевич, платеж за вывоз мусора рассчитывается по площади квартиры или по количеству жильцов в ней. Наших читателей интересует, кто принимает решение, как считать?
Алексей Матюхин: Это решают региональные власти. Причем есть регионы, в которых выбрана и та, и другая система. Например, в административных центрах — с квадратного метра, а в частном секторе, в сельской местности — с человека.
А вы лично как думаете, какая система разумнее и справедливее?
Алексей Матюхин: Мое личное мнение: мусор образует человек, а не площадь. Но считать лучше с площади.
Противоречивый ответ, вы не находите?
Светлана Разворотнева: Да нет абсолютно справедливой системы! Просто технически считать с человека гораздо сложнее. Это требует очень большой работы по составлению списков, их постоянной актуализации. Конечно, справедливее, когда по фактическому потреблению мусора берут деньги, а не по каким-то нормативам.
По ним вообще брать несправедливо. Потому что норматив — это средняя величина, которая колеблется от одного региона к другому в десятки раз. Алексей Геннадьевич не даст соврать, что в Дагестане, например, этот норматив раз в десять ниже, чем в Краснодарском крае. Это справедливо?
Алексей Матюхин: Понятие справедливости здесь по-разному воспринимается. А если на небольшой площади живут 15 человек, а платят, как за маленькую — это справедливо?
Требуйте субсидии
А если, например, пенсионерка осталась одна в двухкомнатной квартире? Дети уехали, муж умер. И платить приходится с большой площади. Это справедливо?
Алексей Матюхин: Вывоз мусора с 2019 года стал коммунальной услугой (а был жилищной). И вместе с другими коммунальными услугами — вода, газ, тепло и прочее — входит в совокупный платеж, рост которого ограничивается на федеральном уровне. Это первый момент.
Второй — если коммунальные платежи превышают 22 процента вашего дохода в месяц, то можно обращаться за субсидиями. Например, в многофункциональный центр (МФЦ) «Мои документы».
Проверили 40 регионов. В Свердловской области «мусорные» тарифы снизили на 30 процентов. В других — на 10-16 про-центов. В Омской области — в два раза
Светлана Разворотнева: Или в местный департамент социальной защиты.
Но все-таки субсидия не решает все проблемы. У нас сегодня нет права пересчитать плату за услугу «обращение с ТКО», если вы ее не получили. Если расчет идет по площади помещений, то люди вынуждены платить за все помещения, которые находятся у них в собственности — вне зависимости, живут они там или нет, производят мусор или нет. Если же в регионах рассчитывают плату за мусор по количеству прописанных человек, то все равно граждане платят за те помещения, в которых никто не прописан. К сожалению, законодатели не предусмотрели возможность пересчета платы за услугу в этом случае. И это совершенно ненормально.
Смысл коммунальной услуги в том, что ты платишь только в том случае, если она предоставляется в должном объеме и с надлежащим качеством.
ФАС снижает тарифы
Вопрос от наших партнеров — РИА «Омск-информ»: Власти Омской области признали, что действующие нормативы на мусор завышены. Соответственно, завышен и тариф. Но жители все равно платят по ним, и долги по платежкам взыскивают. Что делать омичам? И законно ли выставлять счет по завышенным нормативам?
Светлана Разворотнева: К сожалению, действующее законодательство в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сегодня предполагает, что платеж граждан за эту услугу осуществляется по тарифам, утвержденным региональными органами власти.
Однако методика расчета тарифов и нормативов на региональном уровне вызывает много вопросов. Я уже говорила, что нормативы в соседних регионах могут различаться в десятки раз. Но, увы, у законопослушных граждан есть только одна возможность — платить в соответствии с действующими законами. Иначе есть риск попасть под санкции — например, начнут начисляться пени.

Значит, и здесь нет справедливости?
Светлана Разворотнева: Здесь есть возможность побороться за свои права. Если существуют сомнения в правильности выставления платежа — можно обратиться к поставщику услуги или в государственную жилищную инспекцию региона с требованием пересчитать ошибочно начисленную сумму.
В ответ на это письмо вам как минимум дадут мотивированный ответ — на чем были основаны расчеты платежа. И если выяснится, что услуга не была предоставлена или начисления выполнены ошибочно — деньги вернут.
К тому же сейчас Российский экологический оператор ведет большую работу с регионами по уточнению территориальных схем обращения с отходами, расчету тарифов и нормативов. Очень внимательно анализируют установленные тарифы и региональные отделения ФАС.
Вы спросите Алексея Геннадьевича, пусть он не скромничает. Я считаю, самый значимый результат работы ФАС в этом году- снижение во многих регионах «мусорных» тарифов.
Алексей Геннадьевич, это действительно великое дело. В некоторых регионах просто караул был.
Алексей Матюхин: Он и сейчас в некоторых регионах остался. Мы не всех проверили, где-то половину — регионов сорок. Были как плановые проверки, так и внеплановые, как выездные, так и аналитика, мониторинг.
Проверяли тарифы региональных операторов, полигонов и тех, кто захоронением мусора занимается, сортировкой. Выявлено достаточно много нарушений.
В первую очередь они вызваны тем, что система только складывается, начала регулироваться, ведь раньше эта сфера жила сама по себе.
Вторая причина — плохая проработка схем обращения с ТКО. Очень дорогая транспортировка, логистика, например, не совсем хорошо продумана.
Зачастую не было экономического обоснования, подтверждающих документов или договоров по расходам регоператора. Например, включали в тарифы затраты на рекламу, оказание консультационных услуг. Встречались и другие дополнительные статьи расходов, даже те, которые уже включены в состав тарифов. Мы эту практику пресекли. Прошли много судов и все выиграли.
Справедливее, когда плату берут по фактическому объему мусора, а не по нормативам, которые колеблются от одного региона к другому в десятки раз
И на сколько удалось снизить тарифы?
Алексей Матюхин: Самые чувствительные проблемы обнаружены в Свердловской области.
Там мы снизили тарифы примерно на 30 процентов. В Омской области затраты на транспорт сократили в два раза.
В ряде случаев — где-то на 10-15 процентов. В Кировской области — на 16 процентов, в Оренбургской — на 12 процентов. И примерно в 10-12 регионах наши предписания находятся в стадии исполнения.
Надеемся, что с 2020 года большой индексации тарифа на обращение с отходами не будет. И регионы аккуратно отнесутся к такому чувствительному платежу, как за вывоз мусора.
Но это же бизнес, причем прибыльный. Кто в ущерб себе захочет быть «чувствительным»?
Алексей Матюхин: А мы поможем им. На федеральном уровне ФАС уже внесла изменения в правила установления тарифов.
Первое — необходимо будет брать максимально полезный срок эксплуатации, чтобы закладывать амортизацию. Грубо говоря, срок службы мусоровоза 10 лет, а амортизацию пытались отбить за счет тарифа за два года. Мы закрепили законодательно, что ориентироваться надо на максимально полезный срок.
Второе — очень важный момент, связанный с тем, что амортизация не включается в тариф, если объект построен на бюджетные деньги. То есть компания не потратила ни копейки. И начислять амортизацию в тариф в этом случае, на наш взгляд, неправильно. Поэтому мы тоже это законодательно определили. И распространили на все коммунальные ресурсы — воду, тепло, газ, электроэнергию. И тем самым снизили тарифную нагрузку на конечного потребителя.
В зоне риска
Как ФАС относится к экспорту отходов из одного региона в другой?
Алексей Матюхин: Эта тема вне компетенции ФАС. Могу только высказать свое мнение.

У нас в стране единое экономическое пространство. Если это выгодно и целесообразно, то почему бы и нет? Хотя, конечно, все надо внимательно смотреть.
Сейчас создается единая федеральная схема обращения с отходами. Может быть, с ее помощью проблема экспорта отходов будет решена безопасно и выгодно для регионов и компаний. Минприроды России этим занимается.
Еще один вопрос от партнера «РГ» — газеты «Вечерний Магадан»: Наш региональный оператор попал в зону риска банкротства. За девять месяцев работы — 26 миллионов убытков. Как оцениваете идею создания в России института регионального оператора?
Светлана Разворотнева: Я придерживалась и продолжаю придерживаться мнения, что реформа ТКО изначально пошла не по тому пути.
Необходимо было начать с создания инфраструктуры — современных полигонов, контейнерных площадок. Следовало бы с каждым регионом отработать схему обращения с отходами, просчитать нормативы и экономически обоснованные тарифы, найти индивидуальный подход к каждой территории.
А мы начали сразу и везде, да еще в ускоренном темпе. И не случайно территориальные схемы и расчеты, как правильно заметил Алексей Геннадьевич, вызывают много вопросов.
А региональные операторы по ТКО во многих случаях имеют только одну обязанность — вывоз отходов. То есть реформу начали с монополизации перевозки, которая и до этого худо-бедно осуществлялась на условиях свободного рынка. Создание же региональных операторов зачастую подняло платежи граждан, а качество услуг не изменило (а кое-где в сельской местности вообще никакой услуги не появилось).
Сейчас ситуацию пытаются исправить. Создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор», которая начала методическую работу с регионами. Совершенствуется правовая база, есть обещание правительства РФ помочь регионам с обустройством полигонов и контейнерных площадок.
Будем надеяться, что постепенно тема обращения с бытовыми отходами в регионах нормализуется. Этот процесс уже начался. Такой вывод мы делаем на основании обращений, поступающих в приемные нашей сети «ЖКХ Контроль». В начале года около 12 процентов обращений по ЖКХ были посвящены мусору, а к третьему кварталу они снизились вдвое.
Хотя эксперты утверждают, что сегодня в зоне риска находится много региональных операторов, и, возможно, в ближайшее время некоторые уйдут с рынка. Причины здесь разные, в том числе — и низкие сборы за услугу.
По материалам РГ