Главный
портал
пенсионеров

Жизнь моя — опера

Недавно довелось пообщаться с весьма незаурядным человеком. Знакомьтесь: Валентина Михайловна Добровольская, заслуженная артистка России, голос – драматическое сопрано.

Она окончила филологический факультет Омского пединститута, но тяга к музыке и пению пересилила: она привела Валентину Михайловну в музыкальное училище им. В. Шебалина, а затем — в Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского. Ее начинающая певица окончила с «красным» дипломом.

После окончания консерватории молодую вокалистку пригласили в Свердловский театр оперы и балета на ведущие партии лирико-драматического сопрано: Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин», Лизы в «Пиковой даме» Чайковского, Тоски в опере «Тоска» Пуччини, Дездемоны в «Отелло» Джузеппе Верди, Катерины Львовны в спектакле «Катерина Измайлова» на музыку Шостаковича, и другие.

С 1999 года Валентина Михайловна преподает в своей «альма матер» — Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, воспитала плеяду замечательных певцов. Среди ее выпускников — лауреаты международных конкурсов, солисты ведущих театров России. Заслуги В.М. Добровольской отмечены званием «Заслуженной артистки Российской Федерации».

Мы беседуем с Валентиной Михайловной о жизни, о тонкостях обучения студентов творческим профессиям, и о профессиональном долголетии людей искусства.

— Валентина Михайловна, чем вам запомнилась ваша первая роль?

— Когда я пришла в театр, у меня уже был опыт выступлений на публичной сцене. Мне запомнилась работа над двумя партиями — Татьяны в опере «Евгений Онегин» и Лизы в «Пиковой даме». Лизу я пела на госэкзамене по оперному классу. А вот премьерным спектаклем для меня стал «Евгений Онегин». В том, первом моем спектакле, больше всего мне запомнилось поведение моего партнёра. Он был очень высоким и худым, и в танце так кружил меня по сцене, что я буквально летала.

— Как, по вашему мнению, с течением времени меняется отношение к профессии и театру у молодых артистов?

— Лично для меня театр — это моя жизнь. Сейчас многое в театре изменилось, но, как я считаю, далеко не всё — в лучшую сторону. Некоторые наши выпускники достигли очень многого в профессии. Это и Александр Краснов – потрясающий голос, замечательное дарование; и Ольга Вутирас, которая поёт просто потрясающе! Мы, учась вокалу, варились в собственном соку, глядя на старших товарищей и слушая педагогов. А современные студенты слушают музыку в Интернете, могут осваивать профессию через мастер-классы, которые выложены на сайтах. Им сейчас доступны лучшая музыка, уникальные исполнители и феноменальные оперные партии. Мы, к сожалению, всего этого были лишены. В этом-то и сложность современного преподавания: студенты постоянно сравнивают то, что им даю я, и то, что они слышат в Интернете. Поэтому я тоже научилась им пользоваться, чтобы идти в ногу со временем.

— Есть ли роли, которые вы не исполнили и до сих пор жалеете об этом?

— Когда я пришла в театр, к сожалению, в нем почему-то сняли с показа замечательный спектакль «Богема», к которому так и не вернулись. Ставили оперу «Фауст», но дирижёр считал, что партию Маргариты должна исполнять певица с лёгким сопрано, а такой крепкий голос, как у меня, он в этой партии не увидел. Ещё я не спела партии Леоноры в «Трубадуре» и Аиды в одноименной опере. Я надеялась, что уж Вагнера я обязательно спою, но увы… Хотя я считала, что к тому времени уже доросла до Вагнера. Вообще, взросление оперного певца — это вещь двоякая. С одной стороны, ты растёшь технически, появляется опыт, своё видение роли, а с другой стороны, возрастным актёрам резко ограничивают репертуар. При приёме на работу выясняют не уровень подготовки и голос, а возраст. А ведь возрастные актёры очень многое могут. Например, когда я дебютировала в роли Татьяны, мой партнёр Николай Николаевич Голышев, которому было уже за 50 лет, блистательно исполнял партию Ленского, и лучшего Ленского я больше не увидела. Порой некоторые молодые актёры в гриме кажутся стариками, а более старшие по возрасту исполнители в гриме — молодые красавцы! Надо в корне менять отношение к возрастным артистам оперы!

— Насколько важно взаимопонимание на оперной сцене?

— Очень важно! Выходя на сцену, ты должна забыть о себе и стать тем, чью жизнь ты проживаешь. Здесь без помощи коллег по сцене не обойтись. Вот, например, мой партнёр Олег Сергеевич Плетенко не имел музыкального образования, но был великолепным артистом. С ним мы всегда работали глаза в глаза: какую интонацию он мне даёт, такую же я возвращаю ему, а это очень сложно и далеко не всегда получается.

— Валентина Михайловна, когда у вас появилась мысль о необходимости преподавания в консерватории?

— Я пришла в тогда ещё Свердловский театр оперы и балета в 1976 году и ушла из театра в 2009 году. Ещё во время работы в театре ко мне часто обращались коллеги — оперные певцы с просьбой, чтобы я поработала с ними над их вокалом. Так что переход в преподаватели оказался для меня вполне логичным. Более того, он состоялся тогда, когда я сама ещё выступала на сцене.

— Как вы оцениваете способности нынешнего поколения студентов? Появятся ли у нас новые Нетребко и Хворостовские?

Они другие. Некоторые из них не могут поступить на бюджет и учатся платно. Иногда это люди, которые получают второе высшее образование; иногда кто-то просто не знает музыкальной грамоты — и так бывает! Но сейчас у меня учатся просто золотые девчонки. Они понимают, чего я от них добиваюсь, как надо извлекать звук, как пользоваться голосом и речевым аппаратом. У меня учится Сонечка Ковалёва — очень талантливая девочка. Она-то и не знала нотной грамоты, поступила на платное обучение, но голос невероятный, огромный талантище. Как дальше сложится ее творческая судьба – трудно сказать. В нашей профессии, помимо голоса, надо и твердый характер иметь.

— Опираясь на собственный богатый опыт, можете ли сделать вывод о том, что самое важное в профессии оперного певца?

— Самое важное — это служение. Всё остальное — около. То, чем я занималась и занимаюсь, — не профессия, а служение. Отними у оперного певца пение, и его жизнь закончилась. Мне повезло, после завершения театральной карьеры я стала преподавать, а ведь это не каждому дано. Петь могут многие, а вот внятно и доступно объяснить другим, как они это делают, сумеет далеко не каждый. Оперный певец — это штучный, уникальный товар.

— Согласны ли вы с утверждением, что время оперы прошло?

— Нет» Я уверена, что опера как вид классического искусства никогда себя не изживёт.

Андрей Сальников,
фото из архива В. Добровольской

0

Оставьте комментарий

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое

Возможно вы пропустили...

Авторизация
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Регистрация
*
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Генерация пароля
Прокрутить вверх
Авторизация
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Регистрация
*
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Подписка на газету

Архив номеров

События

Поддержать нас

Рекламодателям

Обратная связь