Объемы заготовок древесины в России растут с каждым годом, кроме того, лес страдает от пожаров и бурь. Естественным путем урон не восполнить, поэтому на воспроизводство лесных ресурсов нацеливает национальный проект «Экология». Успешно реализуется этот проект и в Свердловской области. Сбором семян хвойных пород и выращиванием элитных, плюсовых деревьев, занимаются в Сысертском лесничестве. Процесс это не простой, но очень увлекательный.
Аж голова кружится
До одного из элитных – плюсовых — деревьев от конторы лесничества нужно пройти метров сто. Шагаем по тропке, глядя под ноги, чтобы не оступиться и не провалиться в снег. И вот оно, чудо — перед нами. Широкий в обхвате и абсолютно прямой ствол уходит прямо в небо. Расположенные рядом обычные сосны гораздо тоньше, и потому их верхушки гнутся от ветра и собственной тяжести. Лишь плюсовая сосна стоит, высоко держа крону и никому не кланяясь.
Рост у красавицы — 35 метров, ствол — руками не обхватишь. Где-то на уровне полутора метров от корней краской нанесен белый поясок, а на нем — цифры. Каждое плюсовое дерево помечено и пронумеровано, имеет свой паспорт и занесено в реестр. То, на которое любуемся мы, — не исключение. Ведь подобные элитные деревья у природы наперечет. Помимо эстетической пользы они представляют и сугубо хозяйственный интерес. Древесины дают много, причем, отличного качества – плотной, ровной, без сучков и прочих дефектов.
Естественным путем плюсовые деревья появляются редко, поэтому их выращивают искусственно, для улучшения лесов. Этим, в частности, и занимается лесосеменная станция, расположенная в Сысертском лесничестве. Здесь выращивают семена, саженцы элитных сосен.
К стволу нашей красавицы прислонена складная лестница, а выше нее ствол обхватывают на расстоянии примерно полуметра друг от друга две металлические петли с замками-карабинами и приспособлением, напоминающим стремена у лошади. По таким переносным ступеням сборщики элитных шишек взбираются по стволу.
— У опытного верхолаза путь наверх занимает примерно час, — рассказывает начальник одного из подразделений Российского центра защиты леса Владимир Скатинцев. – Спуск происходит быстрее, уже по веревке.
М-да. Мы, журналисты, только представили себе, каково это карабкаться на такую высоту, и аж голова пошла кругом.
Суррогатные мамочки
Массовая заготовка элитных семян ведется на специальных плантациях. Здесь плюсовые сосны уже не узнать. Коренастые, разлапистые, с длинными и крепкими ветвями, которые расположены почти у самой земли, они напоминают то ли облысевшие елки, то ли колючие яблони.
— Чтобы получить деревья, удобные для сбора шишек, — объясняет Владимир Михайлович, — достаточно рассадить их на большом расстоянии друг от друга и вовремя спиливать верхушки, не давая тянуться ввысь.
Механизация на сборе шишек самая простецкая. От дерева к дереву курсирует колесный трактор с прицепом, на котором возвышается помост для сборщиков. Мужики нагибают сосновые ветки, вручную срывают шишки и кидают их в короба. С одного дерева собирают в среднем по 3-4 килограмма шишек. Из них получают элитный семенной материал, который расходится по всей Свердловской области и другим регионам.
Через дорогу от семенной плантации расположена роща маточных деревьев. Если провести аналогию с человеком, то это своего рода суррогатные мамочки. На корни обычных деревьев прививают саженцы плюсовых сосен, чтобы получить черенки отборных деревьев.
Все, как у людей
Вообще, у сосен, как оказалось, немало схожего с людьми. Они так же, как и мы, в раннем детстве растут стремительно – не по дням, а по часам, но постепенно их рост замедляется, а затем и вовсе прекращается, дерево начинает лишь «толстеть» — раздаваться вширь.
Плодоносить сосны начинают лет в 15-20, а к старости способность к продолжению рода утрачивают. Впрочем, старость у сосен наступает намного позже, чем у людей. При благоприятных условиях деревья могут простоять 300 и более лет.
Вы, наверное, замечали, что внизу кора у сосны толстая, темная, а ближе к верхушке вместо нее ствол покрывает невесомая, золотистая шелуха. Почему так?
— Кора начинает осыпаться с возрастом, — отвечает на мой вопрос директор Сысертского лесничества Игорь Верещагин.
Образно выражаясь, с годами дерево как бы лысеет.
Природе надо помогать
Это лесничество раскинулось на площади 272 тысячи гектаров на землях двух районов – Сысертского и Полевского. Помимо обычных задач здесь, как мы уже сказали, занимаются и семеноводческой деятельностью — выращивают плюсовые деревья и собирают элитные семена.
— Мы заботимся о том, чтобы лесов на Среднем Урале не становилось меньше, и чтобы качество их улучшалось, — объясняет Игорь Верещагин. – Заготовки древесины ведутся интенсивно. Опустошают леса природные пожары, ветровалы. Наша задача — помочь природе восстановить потери.
Ведутся лесовосстановительные работы разными способами. Подросту, который сохраняется на вырубках, помогают сформироваться. Прокладывают минерализованные полосы, чтобы попавшие туда семена лучше приживались. Кроме этого, в лесничестве выращивают семена и саженцы.
Из шишек – в бутылки
Шишки собирают зимой – в декабре и январе, семена высевают весной. На предстоящую посевную кампанию в нашей области необходимо заготовить 700 килограммов семян хвойных пород — сосен, елей, лиственниц. Чтобы получить такое количество, необходимо собрать и обработать не менее 70 тонн шишек. Но это — в целом. Элитных семян, из которых вырастут плюсовые деревья, заготавливают гораздо меньше.
— В прошлом году с лесосеменной плантации сосны было получено 19 килограммов улучшенных семян. Всего в лесничестве было заготовлено 69 килограммов семян. Этого достаточно, чтобы засеять 1 гектар. В итоге для лесовосстановительных работ с этого гектара можно получить более 1,2 миллиона штук качественного посадочного материала. Хватит, чтобы восстановить более 400 гектаров леса, — объяснил Игорь Верещагин.
В старинном цехе, где сушат шишки и выколачивают семена, стоит жара, в которую мы с удовольствием окунаемся с мороза. Здесь шишки с крепко-накрепко закрытыми чешуйками нагревают при температуре 56 градусов, а когда они раскрываются, отправляют в барабан. Барабан крутится, семена вылетают, их собирают и отправляют в своего рода чистилище, где удаляют мусор и «крылышки», которые необходимы в природе для планирования с высоты на землю, но не нужны для искусственного выращивания сеянцев и саженцев.
Хранят семена в закупоренных и опечатанных стеклянных бутылях.
Каждая партия проходит исследования и получает сертификат качества.
Под снежным одеялом
Из цеха заготовки семян нас ведут в теплицы. Выглядят они не совсем привычно, поскольку ни стеклянного, ни пленочного купола не имеют. Ровные грядки укрыты снегом, под ним в одних теплицах — сеянцы, в других – саженцы.
С самого краешка, специально для журналистов, снежное одеяло слегка «отогнули». Нашим глазам предстали темно-зеленые колючки, торчащие прямо из земли.
— Если хотите их потрогать, то делайте это осторожно, — предупреждает мастер участка Ирина Есаулкова. – Иголочки от мороза стали ломкими, сеянцы можно повредить.
В саженцы, пригодные для лесовосстановительных работ, эти малыши превратятся через два года. Все это время их будут беречь и лелеять: вести подкормку, прополку, обработку от вредителей.
А весной 170 тысяч саженцев разойдутся по всему региону, чтобы восполнить урон, причиненный лесному фонду заготовками древесины и стихией.
Татьяна Бурова
Фото автора