Главный
портал
пенсионеров

Кто в ответе за грязный воздух Урала?

Парадоксов в нашей жизни немало. Один из них – оценка чистоты воздуха обычными людьми и специалистами. Первые утверждают, что дышать в наших городах нечем, вторые – что загрязненность воздуха неуклонно снижается.

Лукавые цифры

Обычные люди опираются на собственные ощущения, а специалисты оперируют цифрами. К примеру, по данным Уральского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, за последние 5 лет степень концентрации вредных примесей в атмосфере на территории Свердловской области неуклонно снижалась и достигла в прошлом году рекордно низкой отметки: с 27 единиц упала до 9. Вроде бы успех впечатляет. Но на самом деле до благополучия в экологии еще очень далеко.

Согласитесь, мало радости в том, что в Екатеринбурге уровень загрязненности воздуха с «высокого» снизился до «повышенного», а в Нижнем Тагиле – с «очень высокого» до «высокого». В обоих городах людям по-прежнему зачастую нечем дышать. И таких точек неблагополучия на карте области — не две, а множество.

Хронически грязными с точки зрения экологии считаются Краснотурьинск, Первоуральск, Каменск-Уральский…

Некоторые эксперты указывают и на чисто административные меры, позволившие приукрасить экологическую картину. К примеру, несколько лет назад был увеличен норматив предельно допустимой концентрации формальдегида. Игры с цифрами привели к тому, что показатели пошли вниз, но вряд ли формальдегид стал менее вреден для организма человека.


Справка

В Свердловской области действуют 18 государственных стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферы. Они расположены в пяти городах:

  • в Екатеринбурге — 8 постов,
  • в Нижнем Тагиле – 4 поста,
  • в Первоуральске – 2 поста,
  • в Каменске-Уральском – 2 поста,
  • в Краснотурьинске – 2 поста.

Промышленность: плюс или минус

Почти все уральские города, из года в год попадающие в черный список экологически неблагополучных, имеют на своей территории промышленные предприятия. В пяти из них расположены стационарные посты Уралгидромета, которые мониторят состояние окружающей среды, отслеживают вредные выбросы.

В топ предприятий, отравляющих воздух Нижнего Тагила, экологи вносят НТМК, «Уралвагонзавод» и «Уралхимпласт». Но ситуация выправляется, хоть и не так быстро, как хотелось бы. На крупных предприятиях разработаны и реализуются программы по снижению вредного воздействия на природу. Устанавливаются мощные современные фильтры, внедряются безотходные технологии.

— Сегодня загрязнять воду, воздух, почву экономически невыгодно, — утверждает управляющий директор Первоуральского новотрубного завода Алексей Дронов. – Штрафы за это огромные. Зато средства, потраченные на модернизацию производства, на природоохранные мероприятия, нам компенсируют.

— Нам вернули 40 процентов взносов, уплаченных за негативное воздействие на природу, так как мы добились существенного снижения вреда, — добавляет главный эколог «Уралэлектромеди» Любовь Гутникова.

Нижний Тагил, соседние Челябинск и Магнитогорск включены в федеральную экологическую программу «Чистый воздух». На ее реализацию выделено 528 миллиардов рублей, из которых 374 миллиарда должен внести бизнес. Согласно комплексному плану, разработанному для Нижнего Тагила, выбросы вредных веществ в воздух предстоит снизить на 20 процентов.

— В Свердловской области принята концепция природопользования и экологической безопасности до 2035 года, — говорит министр природных ресурсов и экологии региона Алексей Кузнецов. – Она предполагает планомерное снижение выбросов загрязняющих веществ с 990 тысяч тонн в 2019 году до 940 тысяч тонн в 2035-м.

По мнению экспертов, на улучшение экологической ситуации в Екатеринбурге повлиял вынос промышленных производств за черту города. Сегодня население многих уральских городов протестует против строительства на своей территории заводов и фабрик. Чистый воздух таким способом, может, и удастся сохранить, но «экологический экстремизм» тормозит развитие городов, лишает людей рабочих мест, возможности зарабатывать на жизнь.


Факты

Оценка уровней загрязнения атмосферного воздуха проводится по четырем категориям:

  • низкий,
  • повышенный,
  • высокий,
  • очень высокий.

Замеряются концентрации:

  • разовые — взвешенных веществ, диоксида серы, оксида углерода, диоксида и оксида азота, фенола, формальдегида, аммиака, фторида водорода, твердых фторидов, сероводорода, сажи,
  • бензольных углеводородов (бензол, ксилол, толуол, этилбензол),
  • среднемесячные — бензапирена,
  • тяжелых металлов (свинец, кадмий, медь, цинк, никель, хром общий и хром шестивалентный, марганец, железо, магний).

Мелкие вредители

Конечно, высокие трубы индустриальных гигантов больше бросаются в глаза, чем средние и мелкие предприятия. Однако именно «мелочь» легко ускользает от бдительного ока надзорных органов. Нередко именно небольшие фабрики, автомойки, фермы сбрасывают отходы в водоемы, травят рыбу, губят природу. Но вычислить таких вредителей практически невозможно.

Свою лепту в загрязнение окружающей среды вносит и автотранспорт. По официальным данным, в Екатеринбурге на его долю приходятся 88 процентов вредных выбросов. Не намного лучше ситуация и в других уральских городах.

– В последние два года мы отмечаем значительное снижение загрязненности атмосферы Екатеринбурга выхлопными газами, – подчеркивает начальник центра по мониторингу окружающей среды областного гидрометцентра Оксана Банникова. – Но транспорт остается главным источником загрязнения воздуха в городе.

С 2008 года в воздухе городов стало фиксироваться мало бензапирена, поскольку изменился состав бензина. Но этилбензол, пришедший ему на смену, оказался ничуть не безопасней. Повышение и снижение концентрации вредного химического соединения, по словам Оксаны Банниковой, объясняется погодными условиями: сильные ветра уносят загрязнения в верхние слои атмосферы, во время штиля над землей повисает смог.

Положительный эффект дает перевод транспорта на газ.

— С 2014-го по 2016-й годы для Екатеринбурга были приобретены 169 автобусов на газомоторном топливе, — рассказывает министр А. Кузнецов, — в прошлом году еще 60. Областные власти стимулируют перевод автотранспорта на газ. Недавно Заксобрание одобрило инициативу о предоставлении земельных участков на строительство газозаправочных станций с газомоторным топливом без проведения конкурсов.

В последние годы появился новый загрязнитель воздуха — частные котельные, которые возникают, как грибы после дождя. Ими оснащают многоквартирные дома, особенно новостройки, отели, коттеджи… Все они выбрасывают в атмосферу клубы дыма.

— Надо осознать, что вред окружающей среде наносят не инопланетяне, — подчеркивает О. Банникова. – Вредные выбросы автомобилей увеличиваются во время стояния в пробках. Если бы большинство горожан пересели на общественный транспорт, стало бы меньше пробок и выхлопных газов.

Спасибо, ветер!

Мы уже отмечали, что на экологическую ситуацию существенно влияют метеорологические условия.

— В Нижнем Тагиле рассеивающая способность атмосферы гораздо хуже, чем в Екатеринбурге, — объясняет О. Банникова, – поэтому и ситуация там хуже. Ветра проветривают города и поселки, выдувают вредные вещества. Но есть населенные пункты, расположенные в низине, есть неудачно построенные заводы – так, что все вредные выбросы относит в сторону жилого массива.

Матушка-природа всеми силами старается минимизировать вред, который человек наносит ей и самому себе. Казалось бы, в наших интересах помочь ей. Но находятся скептики, которые не верят ни в безопасные технологии, ни в природоохранные меры. Между тем, наиболее чистым по сравнению со всеми предыдущими, 2017-й стал не случайно: он был объявлен Годом экологии, и мероприятиям, направленным на чистоту окружающей среды, уделялось особое внимание.

Татьяна Бурова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое

Возможно вы пропустили...

Прокрутить вверх

Подписка на газету

Архив номеров

События

Поддержать нас

Рекламодателям

Обратная связь