Люди по-разному воспринимают выход на пенсию. Для одних это — манна небесная, для других — настоящая травма. «Пенсионер» неоднократно публиковал истории уральцев серебряного возраста, полных сил и энергии. Мой собеседник Владимир Федорович Зыков — из их числа. Сменить ритм жизни не захотел и после того, как ему «стукнуло» 70 лет.
Долгое время преподававший на факультете журналистики Уральского федерального университета, сейчас он трудится в крупнейшей региональной общественной организации — Совете ветеранов Свердловской области. Должность специалиста по связям с общественностью и СМИ для него — и широкое поле деятельности, и близость к масс-медиа, где трудятся десятки его «звездных» учеников.
Что движет такими людьми, как Владимир Федорович? Ответ — в нашем интервью.
— Сегодня нередко можно услышать мнение о том, что в журналистике — кризис и сплошные трудности. Вы тоже так думаете?
— Это с какой стороны посмотреть. Если говорить о трудностях, то журналистский путь вообще не для прогулок. Традиционной журналистике, многим печатным СМИ приходится выживать. Пару лет назад меня пригласили поработать редактором-консультантом в газету «Знамя» Белоярского района, где много лет назад вышла в свет моя первая публикация. Сейчас редакция едва сводит концы с концами, тираж по подписке – всего 400 экземпляров. Ресурсов на развитие нет, перспективы туманны.
— У газеты «Пенсионер», которой в этом году исполняется 20 лет, много подписчиков, в том числе – и из глубинки, читатели ее ценят. Может, секрет успеха все же – не столько в экономических препонах, сколько в отношении к делу?
— Я знаком с вашей газетой, она представляется мне весьма любопытной. Чем берет «Пенсионер»? Во-первых, аудиторией, которая привыкла читать газеты и доверяет им. Во- вторых, ваше издание ориентируется на проблемы и потребности читателей. В-третьих, что очень важно, у вашего издательского дома хороший менеджмент. Директора Алексея Сидорова я знаю много лет.
Мнение учеников
Евгений Енин, ведущий информационного шоу «События. Итоги дня», ОТВ:
— «Студия Город» — начало новой журналистики, мои первые практические опыты. Советские стандарты в традиционных СМИ не подходили мне, а я им. «Студия Город» тогда была единственным местом, где я мог свободно экспериментировать. Владимир Федорович никогда этому не препятствовал, за что я ему безмерно благодарен.
Иннокентий Шеремет, основатель и генеральный директор «Телевизионного агентства Урала»:
— Владимиру Федоровичу мои поздравления с юбилеем, я рад, что он в прекрасной форме и продолжает трудиться. По большому счету, это он в 1991 году привел меня – «зеленого» студента — в профессию. Взял на работу в только что открывшуюся компанию «Студия Город». С СГТРК у меня как-то не срослось, а с Владимиром Федоровичем дело пошло на лад. Первые телевизионные опыты, никакой рутины.
Отдельная благодарность ему — за урок, который буду помнить долго, хотя прошло уже четверть века. Никого не предупредив, я отправился в Ташкент, потом на Сахалин. Но Владимир Федорович, который должен был гнать прогульщика с позором, оставил меня в коллективе. Это был единственный прогул за мою рабочую жизнь.
— К слову, по образованию он — не журналист, а физик.
— Журналистика – такая сфера деятельности, в которой можно преуспеть, имея дар. Специальное образование — не гарантия профессионального успеха.
-Тем не менее, до недавнего времени Вы занимались тем, что готовили журналистов. И многие Ваши ученики выбились в люди.
— Я никогда не ограничивался только преподаванием. Создавал газеты, организовал и долго возглавлял памятную многим телерадиокомпанию «Студия Город», работал собкором радиостанции «Голос России». Я всегда руководствовался принципом: учи студентов тому, что умеешь делать сам. Никогда не понимал, как может доктор наук, профессор учить студентов писать рецензии, если сам не написал ни одной. У великолепного преподавателя нашего журфака Бориса Когана не было времени на защиту диссертации, но он был критиком, педагогом от Бога. У него был колоссальный авторитет, каждое его слово имело вес.
— Проект «Студия Город», который Вы возглавили в 1990 году, задумывался как творческая лаборатория?
— В том числе. В студию пришли тогда еще никому не известные журналисты Евгений Енин, Иннокентий Шеремет и другие. Я им давал полную свободу в эфире. Иннокентий придумывал оригинальные формы подачи информации. То с крыши здания городской администрации, то из клетки со львом. Что греха таить, иногда и злоупотребляли свободой слова. Мы ведь в то время могли свободно зайти в «высокие» кабинеты и с порога включать камеру. Сейчас к иным чиновникам и через пресс-службу не достучишься.
— Откуда источник профессиональной смелости конкретно у вас — журналиста, воспитывавшегося в лучших советских традициях?
— Коротко на этот вопрос ответить не получится. Оружие от работы с оглядкой — а что подумают те или эти, а чем мне это грозит — это и чувство внутренней свободы, и неподдельный интерес к событию, и приоритет факта. За долгую жизнь в профессии у меня накопилась более 20 всяких разных удостоверений. Но есть «корочки» особенные, полученные мною в период прохождения воинской службы в 1968- 1970 годах. Было это в Казахстане. Удостоверения, которое давало мне право находиться в Алма-Ате по делам службы с 8 до 22 часов, я удостоился не за звание старшины погранзаставы, а за должность корреспондента окружной газеты «Часовой Родины». Вы не представляете, что это означает для солдата: я иду по городу, и ни один патруль меня не остановит! А еще помимо оклада старшины я получал гонорары. Объездил весь Восточный пограничный округ, побывал на всех заставах, включая высокогорные. Столько впечатлений! В тех местах в 1920-е годы шли бои с басмачами, один из первых моих репортажей был о политруке Чазове, который оставил запись о том, как он бил басмачей. Очень я гордился, когда республиканская газета «Казахстанская правда» опубликовала мой «Репортаж с пограничной тропы».
— Чем он покорил редакторов гражданского издания?
— Думаю, непохожестью на другие материалы армейской газеты. Написал не про военную подготовку и достижения, а про жизнь, какая она есть.
— То есть и про армию можно было писать не по стандартам?
— Смотря что. После событий в районе острова Даманский, где в 1969 году произошли вооружённые столкновения между СССР и КНР, вышел приказ в срочном порядке укреплять границу с Китаем. На каждой погранзаставе сформировали спецподразделения, оснащенные техникой, в том числе БТР. Появился приказ рыть окопы на сопке. Эти окопы были вырыты не в полный рост, а по пояс. И вот однажды темной ночью, я тогда уже работал в газете округа, китайцы заняли наши пустые окопы. Да не просто заняли, а углубили их в полный рост. Проходивший мимо наряд услышал лязг лопат и доложил о ситуации в комендатуру. Подтянули несколько БТР, окружили сопку и пошли на штурм. Это был настоящий бой, в ходе которого китайские военнослужащие потеряли 51 бойца. С нашей стороны погибли трое. Конечно, об этом не писали многие годы.
— Не скучаете сейчас по университету, студентам?
— Некогда скучать, без дела не сижу. С недавнего времени тружусь в Свердловском областном Совете ветеранов, занимаюсь связями с общественностью. Работы невпроворот, потому что организация большая, мероприятий много. То есть из профессии я, по сути, не ушел.
Наталья Горбачева
Фото из архива В. Зыкова