Главный
портал
пенсионеров

Секрет молодости «рожденных» в СССР

Когда техника стареет, ее сдают в утиль. Однако некоторым «Победам», «Москвичам», «Волгам», выпущенным отечественными предприятиями в 40-60-х годах прошлого века, повезло: благодаря своим владельцам, они до сих пор на ходу.

…Вот пацаны облепили «Москвич», который по возрасту годится им в дедушки, а его владельцу, Армену Оганесяну из Среднеуральска, — в отцы. С конвейера автомобиль сошел в 1961 году, но выглядит, как новенький: поблескивает светло-салатной и бежевой краской, никелированной отделкой.

— Машину я купил для отца, потому что, как мне кажется, в молодости он мечтал о такой, — рассказывает Армен. – Увидел ее помятую, с облупившейся краской, и захотелось спасти. Кое-какие работы сам делал, кое-какие доверил специалистам. Теперь «Москвич» на ходу, но езжу на нем редко, только на выставки.

На ходу и более молодое детище АЗЛК (автомобильного завода имени Ленинского комсомола) – ярко-красный «Москвич» 1979 года выпуска. У него весьма многочисленная «группа поддержки».

Это Фаиз Ахматов, который купил его в 1979 году, когда работал на оборонном заводе «три тройки», механик Александр Шаравин, который восстановил автомобиль, разбитый некогда угонщиками, и поддерживает его в рабочем состоянии, а также Ирина Сатаева – внучка владельца.

— У нашего «Москвича» — 42 тысячи километров пробега, — рассказывает Ирина. –Именно на нем пять лет назад я отрабатывала навыки вождения. Конечно, когда колесила на нем по городу, и прохожие засматривались, и гаишники. Но я — аккуратный водитель, в аварии ни разу не попадала. Сейчас езжу на другом автомобиле, а «Москвич» стал постоянным участником выставок.

Наиболее широко на выставке в Верхней Пышме была представлена продукция Горьковского автомобильного завода. Наивысшей популярностью у публики пользовались автомобили, которые представлял Камил Агилов. Они издалека бросаются в глаза. Ребятишки не упускают возможности погладить фигурку оленя на капоте, взрослые от них не отстают.

— С детства мне «Волга» нравилась – мощная, красивая машина, — признается Камил, по образованию инженер-техник. — Первый свой автомобиль, 1964 года выпуска, реставрировал почти год, по сути, собирал из двух – полусгнившей и полусгоревшей. Результатом доволен, запас прочности у советских авто большой, мотор до сих пор отлично работает. При желании можно до 120 километров в час разогнаться, но мы себе этого не позволяем.

Конечно, старые «Волги» их владельцам — больше для души и выставок, а не для ежедневной эксплуатации. Но по выходным и в праздники их выводят из гаража, чтобы покататься с семьей и друзьями.

Радом с типичной «Волгой» стоит автомобиль, каких лично я никогда не видела. Хищная, обтекаемая форма, нос опущен, зад слегка поднят.

— Это тоже «Волга»-3111, ручной сборки, — к моему удивлению говорит К. Агилов. – Их выпускали в 2000-2002 годах. Всего изготовили 420 штук. Стоила каждая 15 тысяч долларов, из-за дороговизны и не нашли широкого спроса. Сейчас их осталось штук 200. Существует даже клуб почитателей ГАЗ-3111, его председатель Дмитрий Горохов живет в Москве.

А вот белый с красной кожаной обивкой кабриолет – самодельный, изготовлен на базе ГАЗ-3102.

— Дети пищат от восторга, когда я их на нем катаю, — рассказывает Камил. – Но возни с оформлением бумаг было много. Надо было соблюсти все ГОСТы, ремни безопасности, рассчитать каркас прочности. Но оно того стоило.

Если «Волги» привлекают своим шиком, то автомобиль Леонида Игоревича Поля –загадочностью. Сразу и не разберешь, что это за чудо.

— А это единственный в Екатеринбурге внедорожник российского производства, — с гордостью говорит хозяин. – Это мотоколяска, по-европейски — квадроцикл. Двигатель от народной автомашины «Ока». Выпустили таких внедорожников в Кинешме на автоагрегатном заводе всего несколько сотен.

— Хорошая машина?

— Со своей задачей обеспечить перемещение из точки А в точку Б вполне справляется, — шутливо рекомендует Леонид Игоревич. – По лесу можно ездить, по пересеченной местности. По проходимости он УАЗ-ику не уступает. Два взрослых мужика при необходимости могут его поднять, переставить или развернуть. По возрасту моя машина на ретро не тянет, а вот по внешнему виду – очень даже.

Изредка среди продукции советского автопрома попадались и иномарки – тоже ретро. «Плимуты», «Шевроле», «Кадиллаки». По соседству с «Кадиллаком», который, якобы, являлся некогда частью коллекции Элвиса Пресли – экспонаты музея автомобильной техники УГМК. Кабриолет «Победа» сошел с конвейера в 1949 году и стал первым легковым автомобилем с открытым кузовом. Рядом – первая «Волга», выпуск которой лично одобрил маршал Георгий Жуков. Впервые зрителю показали и самый массовый отечественный грузовик ГАЗ-51. Автомобиль предназначался для транспортировки личного состава милиции. Ее часто приглашают сниматься в художественных фильмах.

Экспонат, представленный екатеринбуржцем Сергеем Геннадьевичем Кузнецовым, напомнил, каким многонациональным был Советский Союз. Его видавший виды микроавтобус, который именовали «рафиком», был выпущен на Рижской автобусной фабрике.

— Я — водитель по жизни, — говорит Сергей Геннадьевич, — уже 18 лет кручу баранку. Заехал как-то в автомастерскую, надо было перетянуть салон моей 21-й «Волги», и увидел этот РАФ. Купил. Привел в порядок.

— Микроавтобус очень удобный – вместительный, с хорошей проходимостью, — поддерживают хозяина супруга Ольга и мама Надежда Алексеевна. – Мы на нем часто в Серов ездим, где дети живут. Привезти-увезти что-то, в сад-огород, в лес съездить с внуками – милое дело.

Раритеты советского автопрома на выставку в Верхней Пышме предоставили не только частные владельцы, но и клубы, музеи.

— Фестивали ретро-техники мы проводим регулярно, — отметил директор музея автомобильной техники УГМК Станислав Чуркин. – Их цель – объединять всех неравнодушных к машинам и их истории людей. К нам приехали автолюбители из Кургана, Челябинска, Тюмени и Перми. Есть постоянные участники, есть новые.

Обилие «Волг» на нынешней выставке не случайно. Одной из главных тем фестиваля стало 120-летие со дня рождения выдающегося отечественного инженера, главного конструктора ГАЗа 30–40-х годов прошлого века Андрея Александровича Липгарта. Плодами его труда являются несколько десятков легковых и грузовых машин, которые проектировали и собирали на автозаводах в Горьком и Миассе. Он является и основоположником отечественной школы автоконструкторов.

Справка

В 1930 году после заключения соглашения с американской фирмой «Ford мotor сompany» около Нижнего Новгорода началось строительство знаменитого автомобильного завода ГАЗ. В январе 1932 года был собран первый грузовик ГАЗ-АА. В конце 1932 года с конвейера автозавода сошел легковой автомобиль ГАЗ-А, который послужил основой для разработки пикапа ГАЗ- 4, способного перевозить полтонны груза.

Первый автобус ГАЗ-03-30 появился в 1933 году. 17 апреля 1935 года завод ГАЗ выпустил свой 100-тысячный автомобиль. К началу 1940-х годов Горьковский автозавод произвел около 450 тысяч различных автомобилей, выпускал 17 моделей машин и занимал 68 процентов автомобильного рынка СССР. Во время Великой Отечественной войны завод наладил выпуск вездеходов ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронированных автомобилей БА-64 и БА-64Б, а также танков Е-60 и Т-70. Производились одновременно боеприпасы и самоходные орудия.

После войны завод сконцентрировался на разработке новых моделей. Так, в 1946 году был налажен выпуск легендарного легкового автомобиля «Победа» и грузовика ГАЗ-51, последнему удалось стать одним из наиболее массовых в своем классе. Спустя 3 года с конвейера ГАЗ сходит ГАЗ-69 – рамный внедорожник, пользовавшийся огромной популярностью в СССР и на многих экспортных рынках.

В 1956 году на смену «Победе» приходит новая модель ГАЗ-21. В 1970 году появляется принципиально новая модель ГАЗ-24 «Волга», а в 1982-м — ГАЗ-24 с индексом 3102.

Татьяна Бурова

Фото автора

0

Оставьте комментарий

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое
Изменить содержимое

Возможно вы пропустили...

Авторизация
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Регистрация
*
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Генерация пароля
Прокрутить вверх
Авторизация
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Регистрация
*
*
*

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Specify Vkontakte Application ID and Secret Key in the Heateor Social Login section in the admin panel for Vkontakte Login to work

Specify Odnoklassniki Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Odnoklassniki Login to work

Specify Yandex Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Yandex Login to work

Specify Mail.ru Client ID and Secret in the Heateor Social Login section in the admin panel for Mail.ru Login to work

Подписка на газету

Архив номеров

События

Поддержать нас

Рекламодателям

Обратная связь